Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в РФ предусмотрено создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Сайт Министерства просвещения РФ - ссылка
ИКТ-компетентность педагогов
Основным назначением стандартов является формирование современного человека. Образовательные и профессиональные стандарты требуют от современного педагога, чтобы он выступал не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Чтобы формировать у обучающихся необходимые компетенции для современного общества, самому педагогу надо быть компетентным во многих вопросах образования.
- умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция);
- умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция);
- умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация);
- готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование).
Понятие ИКТ-компетентности расширяется в «Профессиональном стандарте педагога».
В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:
• Общепользовательская ИКТ-компетентность.
• Общепедагогическая ИКТ-компетентность.
• Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность
Применительно к педагогике термин ИКТ-компетенции или «цифровые компетенции» уточняется как «готовность и способность педагога применять эффективно цифровые технологии в процессе обучения на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации»
Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование текстового редактора, электронной почты, умение использования систем сообщений, видео- фотосъемки, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.
Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с перестройкой методики обучения и содержания образования. Это применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; подготовка заданий и тестов в электронном виде. Современный педагог должен обладать умением создавать интерактивные презентации, учебное видео для занятий и видеоуроки для самостоятельной работы учащихся. Немаловажной задачей педагога является привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций и цифровую среду: умение использовать системы вебинаров, ресурсы для дистанционного обучения.
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует предметной области деятельности педагога: здесь необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов по предмету, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе. Для каждой предметной области потребуется знание особого набора цифровых инструментов и сервисов (литература, история, физика, технологи и др.)
Актуальность создания цифровой образовательной среды
- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное оборудование, коммуникационные каналы,
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение с учетом изменений, происходящих в обществе.
• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
• дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Под электронным обучением (ЭО) понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Отметим, что в отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно дистанционное взаимодействие обучающихся и педагогов в синхронной (диалоговой) или асинхронной форме.
Использование педагогом современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Большое распространение приобретает использование ЭО и ДОТ не только для проведения уроков, но и внеурочных занятий, внеклассной работы, в доп.образовании. Это соответствует ФГОС, т.к. способствует созданию безбарьерной среды, включает в образовательный процесс обучающихся различных категорий, в т.ч. с ОВЗ, независимо от их места пребывания. Системное внедрение элементов дистанционных технологий, смешанного обучения, электронных образовательных платформ, онлайн-систем с эффектом присутствия ученика на уроке при грамотной работе педагога положительно влияет на качество образования.
УЧИТЕЛЯМ - получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации.
ДЕТЯМ - для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статуса
РОДИТЕЛЯМ - значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.
Полезные ссылки:
ФГОС НОО (текст) --- полезная информация
ФГОС ООО (текст) --- полезная информация
ФГОС СОО (текст) --- полезная информация
Требования к результатам освоения основной образовательной программы с использованием ИКТ (выписка из ФГОС ООО) - открыть документ
Профессиональный стандарт педагога - открыть документ
СанПиН 2.4.2.2821-10
Сайт Министерства Просвещения
Банк документов Министерства Просвещения РФ
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ»
Федеральный Портал "Российское образование"
Сайт "Единый урок РФ"
Что такое цифровая грамотность - сайт Сетевичок.рф
Безопасность детей в Интернете - текст
Петербургское образование:
Сайт Комитета по образованию
Портал "Петербургское образование"
Сайт СПб АППО
Сайт СПБ ЦОКОиИТ
Городской портал дистанционного обучения - http://do2.rcokoit.ru/
Единое окно доступа к информационным ресурсам -
Единая коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru/
Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.