Основные понятия

Государственная политика в области внедрения цифровых технологий в экономике, социальной сфере, образовании. 

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в РФ предусмотрено создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Федеральные проекты и программы национального проекта «Образование»
Сайт Министерства просвещения РФ - ссылка
Программа «Социальные лифты для каждого». О программе

ИКТ-компетентность педагогов

Основным назначением стандартов является формирование современного человека. Образовательные и профессиональные стандарты требуют от современного педагога, чтобы он выступал не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Чтобы формировать у обучающихся необходимые компетенции для современного общества, самому педагогу надо быть компетентным во многих вопросах образования.
  • умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); 
  • умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); 
  • умение ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация);
  • готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование). 
К педагогу предъявляются требования к ИКТ-компетентности как основы для решения предметно-методических и дидактических задач средствами информационных технологий.
Профессиональная ИКТ-компетентность – квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.
Понятие ИКТ-компетентности расширяется в «Профессиональном стандарте педагога»

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

    • Общепользовательская ИКТ-компетентность.

    • Общепедагогическая ИКТ-компетентность.

    • Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность 

Применительно к педагогике термин ИКТ-компетенции или «цифровые компетенции» уточняется как «готовность и способность педагога применять эффективно цифровые технологии в процессе обучения на основе овладения соответствующими компетенциями, как системой знаний, умений, ответственности и мотивации»  

Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование текстового редактора, электронной почты, умение использования систем сообщений, видео- фотосъемки,  навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с перестройкой методики обучения и содержания образования. Это применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; подготовка заданий и тестов в электронном виде. Современный педагог должен обладать умением создавать интерактивные презентации, учебное видео для занятий и видеоуроки для самостоятельной работы учащихся. Немаловажной задачей педагога является привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций и цифровую среду: умение использовать системы вебинаров, ресурсы для дистанционного обучения. 

Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует предметной области деятельности педагога: здесь необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов по предмету, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе. Для каждой предметной области потребуется знание особого набора цифровых инструментов и сервисов (литература, история, физика, технологи и др.)

Актуальность создания цифровой образовательной среды  

Формирование цифровой образовательной среды (ЦОС) в современном ОУ —  насущная необходимость. За счет внедрения современных технологий образование может стать более доступным, качественным, а сам процесс его получения - более увлекательным. 
Школа несет особую миссию, которая заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, готового к продолжению образования в высокоразвитом информационном обществе.

Эффективное использование ЦОС предполагает наличие служб технической поддержки в ОУ и ИКТ-компетентность сотрудников в решении профессиональных задач.

Компоненты ЦОС: 
  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное оборудование, коммуникационные каналы,
  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), 
  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение с учетом изменений, происходящих в обществе.
ЦОС должна обеспечивать:
• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
• планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
• мониторинг здоровья обучающихся;
• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
«Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» - текст документа

Под электронным обучением (ЭО) понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Отметим, что в отличие от ЭО применение ДОТ предполагает именно дистанционное взаимодействие обучающихся и педагогов в синхронной (диалоговой) или асинхронной форме.

Использование педагогом современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Большое распространение приобретает использование ЭО и ДОТ не только для проведения уроков, но и внеурочных занятий, внеклассной работы, в доп.образовании. Это соответствует ФГОС, т.к. способствует созданию безбарьерной среды, включает в образовательный процесс обучающихся различных категорий, в т.ч. с ОВЗ, независимо от их места пребывания. Системное внедрение элементов дистанционных технологий, смешанного обучения, электронных образовательных платформ, онлайн-систем с эффектом присутствия ученика на уроке при грамотной работе педагога положительно влияет на качество образования.

УЧИТЕЛЯМ - получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации.
ДЕТЯМ - для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статуса
РОДИТЕЛЯМ - значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.

Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет
Это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма. Открытая образовательная среда дает преподавателю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета, применять различные формы обучения. Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.
Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети Интернет – это деятельность, направленная на самообразование и повышение квалификации. Участие в дистанционных курсах, вебинарах, профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.
Безопасность в сети Интернет
Особое значение приобретают компетентности в области защиты информации и безопасности детей в Интернете. Педагог обязан знать и объяснять своим учащимся правила защита персональных данных, угрозы при работе в социальных сетях, ограничения при общении в чатах, формировать навыки жизни в цифровом пространстве.


Полезные ссылки:

ФГОС НОО (текст) --- полезная информация
ФГОС ООО (текст) --- полезная информация
ФГОС СОО (текст) --- полезная информация

Требования к результатам освоения основной образовательной программы с использованием ИКТ (выписка из ФГОС ООО) - открыть документ

Профессиональный стандарт педагога - открыть документ

СанПиН 2.4.2.2821-10 

Сайт Министерства Просвещения
Банк документов Министерства Просвещения РФ
Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ»
Федеральный Портал "Российское образование" 
Сайт "Единый урок РФ"

Что такое цифровая грамотность - сайт Сетевичок.рф
Безопасность детей в Интернете - текст

Петербургское образование:

Сайт Комитета по образованию
Портал "Петербургское образование"
Сайт СПб АППО
Сайт СПБ ЦОКОиИТ
Городской портал дистанционного обучения - http://do2.rcokoit.ru/ 
Городской портал образовательных и методических видеоматериалов - http://videoportal.rcokoit.ru/

Образовательные ресурсы:

Единое окно доступа к информационным ресурсам - 
Единая коллекция ЦОР - http://school-collection.edu.ru/
Российская электронная школа - https://resh.edu.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.